Проблемы иностранных студентов, обучающихся в Украине

Обучение в Украине on Февраль 26th, 2011 9 Comments

Наше государство принимает на обучение большие группы иностранных студентов. Среди проблем, которые возникают у этой категории людей в Украине, существует проблема их адаптации к нашему сообществу.

студентыПодготовительные факультеты (ПФ) являются первым шагом в подготовке иностранных специалистов. В соответствии с этим, адаптация является наиболее актуальной именно в этих подразделениях вузов. Успешность дальнейшего обучения иностранных студентов во многом зависит от адаптационного периода – периода, в течение которого закладывается основа для их будущей карьеры.

Процесс адаптации должен быть взят во внимание на различных уровнях его прохождения – межличностные отношения, личное поведение, основные психологические функции и их регулирование, физиологические механизмы деятельности, функциональный резерв организма и здоровья. Среди этих факторов наиболее важным является психологическая адаптация. Она имеет большое влияние на все процессы адаптации на различных уровнях. К критериям адаптации студентов к учебной деятельности можно отнести объективные критерии (академические достижения, социальная активность, стабилизация внимания, памяти, мышления) и субъективные критерии (отношение к занятиям, к приобретенным знаниям, удовлетворенность процессом обучения и отношения в коллективе).

Адаптация к новым незнакомым условиям подразумевает формирование психологических механизмов, которые обеспечивают безопасность и адекватную ориентацию в новой ситуации. В случае успешной адаптации человек получает возможность максимально реализовать себя в процессе обучения в вузе. Результатом «неприспособленности» является неадекватное восприятие ситуации и такие действия, которые способствуют негативному развитию ситуации и приводят к психологически проигрышной позиции студента, к стрессу и серьезной угрозе его интересов.

студенты читаютВозможность реализовать себя в различных сферах деятельности определяет готовность к жизни в университете. Существуют несколько основных типов поведения студентов в процессе обучения.

Для первого типа важна внешняя мотивация, которая характеризуется стремлением к одобрению другими людьми. У таких студентов есть зависимость от мнения родителей, учителей, друзей. В этом случае, оценка, полученная на экзамене, играет роль показателя состояния. Таким образом, оценка для этого типа является способом самоутверждения и имеет большое значение. Такие люди часто чувствуют повышенную тревожность и низкую стрессоустойчивость.

Второй тип – противоположный  первому. Представители этого типа отказываются от борьбы за высокие оценки, демонстрируя свое равнодушие, своего рода независимость от них. Система обучения вызывает у них критику и отторжение и как результат они не используют свои возможности и зря тратят свое время.

Третьему типу присуща внутренняя мотивация и прагматизм. В отличие от первого и второго типов, эти студенты, как правило, реально осознают свой жизненный путь. Для представителей этого типа обучение является необходимостью для осуществления их планов на будущее. Они ориентированы на рациональное использование времени. Они реально оценивают свои способности. Они нацелены на получение выгоды от образования. Очевидно, что главным мотивом учебной деятельности для этой группы студентов и основным фактором их адаптации является их будущая работа по специальности, необходимые навыки и знания для этого. Профессиональная деятельность стоит на первом месте среди всех других видах деятельности для этих лиц.

студенты в украинеСравнивая эти три вида поведения, можно сказать, что наиболее эффективным является третий тип.

По нашим наблюдениям осознанное и активное отношение к их будущей профессии формируется среди студентов, которые либо начали изучать выбранную профессию в средних или высших учебных заведениях на родине или работали в этой сфере. Результатом отсутствия такой позиции или сомнения в правильности выбора будущей профессии является частая смена специализации студентов. Во время работы с иностранными студентами мы сталкиваемся с ситуациями, когда студенты, окончившие школу технического или экономического профиля в своей стране и не изучавшие биологию, стремятся получить медицинское образование. Или выпускники гуманитарных школ выбирают один из технических вузов для дальнейшего обучения.

Одним из условий успешного развития личности студента и его адаптации в первый год является уровень общего образования. Оценивая успеваемость в школе в своей стране, отвечая на вопрос «какая ваша средняя оценка в школе по общеобразовательным предметам (математика, физика, химия, биология)?», студенты говорят нам, что они получали «3″ (1,5% ), «4″ (20,5%), 4 и 5 (68%) и «пять (10%). Однако, практика показывает, что у многих студентов оценки знаний часто являются завышенными.

успешные студентыСледует подчеркнуть, что время адаптации варьируется в зависимости от прибытия студентов на занятия. В группах, студенты которых приезжают на подготовительный курс позже необходимого, проводится интенсивный курс подготовки, ряд тем и занятий урезается, научная терминология недостаточно изучается. В результате языковая база этих студентов значительно слабее.

Некоторые студенты признают, что они приехали в нашу страну, чтобы получить любой диплом о высшем образовании. Проживание в Украине также освобождает их от контроля родителей. Такая позиция приводит к проблемам и нежеланию учиться.

Нужно отметить, что сегодня обучение иностранных специалистов в Украине имеет массовый характер и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. В связи с этим, учителя активно изучают характеристики и законы доуниверситетского образования. Анализ процесса адаптации иностранных студентов к новой социальной среде и выявление механизмов управления этим процессом дает возможность оптимизировать обучение иностранных студентов.

9 Responses to “Проблемы иностранных студентов, обучающихся в Украине”

  1. TodatomeGooto:

    Замечательно, ценная информация

  2. seomaestro:

    Добротный пост. Одобряю

  3. OccameHet:

    Поздравляю, какие нужные слова…, блестящая мысль

  4. seonickname:

    Отличный пост, подписался на обновления по RSS

  5. seoblya:

    Однозначно подпишусь на ваш сайт

  6. seoblya:

    100% подпишусь на Вас по RSS

  7. seoblya:

    А у Вас есть подписка на обновление сайта по e-mail?

Оставить сообщение

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить сообщение.